8-(495)-222-86-85 Прием звонков с 9:00 до 20:00
по Московскому времени
Сегодня в системе 10384 активных заявок, с которыми работают 399 гранитных мастерских из 81 регионов. Последняя заявка поступила в 15:01 12 Августа 2020 г.                

Кремация православного человека

Кремация является одним из наиболее популярных способов погребения в мире. Она распространена в Индии, Индонезии, Японии и многих других странах. Терпимо относитяся к процедуре сожжения усопших католическая и протестантские церкви. В то же время, в православии, исламе и иудаизме этот ритуал категорически отрицается и считается грехом. Христианские традиции тесно связаны с верой в телесное воскрешение умерших. Поэтому к мертвому телу должно быть почтительное и бережливое отношение. Покойный, по православным канонам, считается усопшим, то есть «уснувшим». Его тело должно быть готово к возвращению души в день всеобщего воскресения. Кроме того, о захоронении умерших в земле сказано во многих местах Библии.

Но в последние годы ситуация изменилась. В современных крупных городах все сложнее найти место под традиционное погребение на кладбище. В результате стоимость похорон значительно возрастает и во многих случаях становится неподъемной для семьи усопшего. В связи с этим, кремация, как более дешевый вариант, становится все более популярным способом захоронения православных христиан. Согласно данным статистики, в среднем по России доля кремированных усопших составляет около 10%. В больших городах эта цифра приближается к 40%, а в Москве и Санкт-Петербурге доходит до 70%

Как кремируют человека?

Процесс сожжения происходит в специальных инженерных конструкциях – крематориях. Они представляют собой комплекс промышленных печей, температура в которых может достигать 1000-1100 градусов. За счет этого происходит полных переход органических тканей в неорганические соединения. Этот процесс по сути не отличим от обычного захоронения в землю. Единственной существенной разницей является то, что в естественной среде минерализация тела и его превращение в почву занимает около 20 лет, а в крематориях это требует всего нескольких часов.

После сжигания тела усопшего от него остается прах, который помещается в специальную урну объемом 2 — 2,5 литра. Ее выдают родственникам, которые дальше могут поступить одним из следующих способов:

  • захоронить урну в могилу. Причем, это может быть как новый участок, так и место погребения родственника;
  • поместить урну в нишу колумбария;
  • выполнить волю покойного. Например, умерший мог завещать развеять прах в каком-либо определенном месте.

Какое отношение Церкви к кремации?

Несмотря на расхождение с православным каноном, Церковь в последнее время достаточно лояльно относится к кремированию. Это объясняется несколькими причинами:

  • вера во всемогущество Бога. Православные священники уверены, что Всевышнему по силам воскресить любого усопшего, вне зависимости от способа его погребения. В то же время, духовенство подчеркивает необходимость уважительного отношения к останкам покойного;
  • учет обстоятельств, которые не зависят от воли умершего. Например, достаточно много православных людей живет в Японии, а в этой стране законодательно запрещен любой способ погребения, кроме кремации;
  • осознание сложности традиционного погребения в крупных городах. Церковь понимает те реалии, с которыми сталкиваются многие люди при попытках похоронить умершего родственника. Отсутствие мест на кладбищах и огромные суммы, которые необходимо заплатить за небольшой клочок земли, делают традиционное захоронение физически невозможным для многих слоев населения;
  • возможность похоронить всех родственников рядом. Устав кладбища обычно не разрешает рыть новую могилу на уже существующем участке. А вот урну с прахом «подхоронить» не запрещается. Это облегчает организацию поминальных дней и почитание усопших.

РПЦ не принимает никаких жестких мер против верующих, желающих быть кремированными, а также их родственников, выполняющих последнюю волю усопшего. Их не отлучают от Причастия и не запрещают поминать. Но, несмотря на терпимость и негласное решение православной Церкви разрешить кремацию, высшее духовенство продолжает негативно относиться к сожжению людей после смерти. Вот, например, высказывание Патриарха Кирилла, когда он был еще в сане митрополита Калининградского и Смоленского:

«Кремация находится вне нашей традиции. Православные верят, что в конце истории будет воскресение мертвых по образу Воскресения Иисуса Христа, то есть и душой, и телом. Допустив кремацию, мы тем самым как бы символически отказываемся от своей веры. Разумеется, речь здесь идет только о символах, ведь и похороненное в земле тело тоже превращается в прах, но Господь силою Своей из тления восстановит тело каждого. Сожжение представляет собой сознательное разрушение останков усопшего. Это выглядит как осознанный отказ от веры во всеобщее Воскресение. Да, многие из тех, кто верит во всеобщее Воскресение, все-таки кремируют усопших исходя из практических соображений. В случае кончины родного человека вы сможете его отпеть, но если есть возможность убедить его отказаться от кремации, попытайтесь сделать это!».

Еще одну мысль, почему нельзя кремировать, высказал протоирей Лаврентий Фарли:

«Мне доводилось присутствовать при захоронении праха кремированных усопших в специально отведенных местах (колумбариях). Один раз во время подобного погребения на кладбище читались молитвы об умершем, в которых его упоминали как личность – используя местоимение «кто», как это и положено по канону. После этого вышел работник крематория с пластиковым пакетом, где находился прах покойного. Работник спросил родных усопшего: «Куда мне это поставить?». То есть, умерший превратился в «что». Не думаю, что работник был бессердечным человеком или с неуважением отнесся к покойному. Просто своими машинально произнесенными словами подтвердил то, что кремация превращает человека в предмет – во что-то, что можно поместить в маленькую погребальную урну. Следовательно, кремация означает деперсонализацию».

И все же, возможность кремации после отпевания, серьезно обсуждается в высших иерархических кругах РПЦ. Тема регулярно обсуждается на церковных соборах, и, возможно, в ближайшее время официальная позиция Церкви по этому вопросу изменится.

 
Подарочный сертификат 1000 руб. На покупку продукции компании “Град Экс”
Скачать файл
Подарочный сертификат 1000 руб. На покупку продукции компании “Юг-Гранит”
Скачать файл
Заказать памятник со скидкой 10%