Традиционный иудейский памятник: шестиконечная звезда Давида, менора, эпитафия. Ритуальные обычаи у евреев. Изображения на надгробиях.


Некоторые считают иудаизм такой же ветвью христианства, как православие, католицизм или протестантство. На самом деле это не так. Эти религии базируются на различных святых текстах. Основа христианских вероучений — Новый Завет и связанные тексты, специфические для каждой из конфессий. Основа иудаизма — Ветхий Завет и Тора. Это объясняет существенные различия в религиозных обрядах и ритуалах, в том числе и касающихся погребения умерших.

Традиционные иудейские памятники
Фото: Wikimedia Commons

Иудейские памятники, изготовленные в строгом соответствии с канонами, выглядят несколько иначе, нежели христианские.

В Ветхом Завете говорится о недопустимости любого изображения человеком людей — это право есть только у Бога.

Иудейский памятник

Конечно, в современном мире этот запрет выглядит слишком строгим. Тем не менее иудейский памятник не принято перегружать ритуальной графикой, кроме текста и религиозных символов.

Нанесение изображений на памятник в виде человеческих фигур или фото, как и оформление надгробий скульптурными изваяниями, для ортодоксальных евреев недопустимо.

Ритуальная символика

Для иудаизма характерна специфическая ритуальная символика в памятниках. К числу популярных и наиболее встречающихся символов относится, в первую очередь, шестиконечная звезда Давида. Могут также встречаться на памятниках изображения меноры — традиционного подсвечника на семь свечей, старинного предмета культа и иудаистского символа.

Традиционно на еврейских памятниках часто можно было увидеть изображения зверей, птиц, растений, и этот обычай вполне согласуется с современными похоронными обрядами. Также в оформлении памятников для иудеев могут быть широко использованы аксессуары надгробных комплексов: вазы, подсвечники, цветники.

Иудейские эпитафии

Надписи на памятниках для иудеев традиционно выполняются на древнем иврите, простонародный идиш для этого практически не используется. Исторически еврейские памятники делали из камня, на котором вручную вырезали слова эпитафии. Поэтому выбирая метод гравировки — ручной или компьютерный — для иудейского надгробия, более правильно с точки зрения традиций остановиться на первом.

Это же подразумевает установку памятника из мрамора либо гранита, поскольку более типичные с точки зрения истории материалы для изготовления памятников (известняк или песчаник) сегодня труднее найти.

Сам текст эпитафии на еврейском памятнике может быть любым: запретов на этот счёт нет. Традиционно надписи на памятниках (мелицы) в иудаизме прославляли заслуги усопшего перед Богом и людьми, как бы подготавливая его появление на Страшном суде и обеляя душу перед лицом Господа.

Структура текста также была строго регламентирована: согласно традиции, эпитафия состояла из вводной формулировки «здесь покоится», имени покойного с обращением или указанием родственных связей, а также сокращённого перечисления его добродетелей, затем даты смерти, исчисляемой по еврейскому календарю, и традиционной завершающей формулировкой.

Что касается видов и форм памятников для иудеев, то наиболее распространёнными являются мацевы — вертикальные плоские плиты. Это не создаёт дополнительных сложностей, так как подобные плиты из натуральных камней (слэбы) являются самым распространённым сырьём в гранитных мастерских. Также в качестве формы для памятников среди иудеев распространены вертикальные обелиски.

Символика еврейского похоронного обряда

Искусствовед Борис Хаймович (Иерусалим) рассказывает об образах смерти и восстания из мёртвых на надгробиях ашкеназских евреев, а этнограф Светлана Амосова — о символике похоронного обряда ашкеназов глазами евреев и славян.