Надгробные статуи и скульптуры из мрамора и бронзы

Изготовление надгробных статуй, скульптур и барельефа из мрамора, бронзы. Где заказать и купить скульптуру в Москве, СПб и через интернет.

Надгробные статуи и скульптуры из мрамора и бронзы

Столетие тому назад советская эпоха уравняла и унифицировала ритуальные символы памяти и упростила надгробия. Но сегодня, начиная с Москвы и Санкт-Петербурга, возрождается традиция увековечения образа покойного в надгробной скульптуре или мемориальном комплексе с бюстом или барельефом.

Надгробные скульптуры

Между тем традиция ставить на месте последнего упокоения статую насчитывает тысячи лет. Её корни исходят от распространения культуры и религии древнего Рима и расцветают в католических традициях европейских стран: Италии, Испании, Франции. Католическая религия с её пышными обрядами и богатой символикой способствовала украшению могил.

В Средние века католическое надгробие всякого важного человека представляло собой статую.

Редко когда это была скульптура усопшего — разве что он принадлежал к знати. Чаще на могиле ставили статую Девы Марии или ангела, реже — Иисуса Христа. Эту традицию никогда не забывали: менялись материалы, стиль скульптурных композиций, культура поминовения…

Сегодня в России многие хотят и могут себе позволить заказать мемориальный комплекс, который бы отражал индивидуальность усопшего, его личные черты, или просто выглядел бы необычно, красиво и особенно. Изваяния отвечают этим пожеланиям как нельзя лучше.

Чаще скульптуру на заказ заказывают в Москве и Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону, Казани, Краснодаре, Екатеринбурге, Новосибирске, Челябинске, Самаре, Иркутске, Омске, Уфе, Красноярске, Тюмени, Воронеже, Волгограде и других крупных городах России.

Разнообразие и индивидуализация элитных надгробий и мемориальных комплексов комплексов — это тренд XXI века.

Виды и формы статуй и скульптур

Первое, с чем ассоциируется у нас слово «скульптура», — это ростовая статуя, закреплённая на цоколе, постаменте или колонне. Такое изображение не обязательно должно быть выполнено в масштабе 1:1, поза также может быть произвольной но одно обязательное условие сохраняется — это трёхмерное изображение человека (либо иного живого существа) в полный рост и выше.

Другой близкий к статуе вид скульптуры — это бюст. Бюстом называется плечевой объемный портрет — изображение головы, шеи и части плеч либо фрагмента груди. Чтобы бюст просматривался отовсюду, его водружают либо на приподнятую над уровнем земли колонну, постамент или в высокую нишу стелы памятника.

Рельефные изображения принципиально отличаются от упомянутых выше. Рельеф не предназначен для осмотра со всех сторон — он высечен на основе обелиска или на стеле надгробия.

Различают барельеф и горельеф
  • Барельеф выступает над поверхностью не более чем до половины изображённых на нём фигур.
  • Горельеф — это значительно, почти полностью выдающееся из камня объемное изображение.

Камея — особая разновидность барельефа. Это небольшой рельефный портрет, обычно заключенный в овал. Традиционно камеи-миниатюры выполняли из драгоценных либо полудрагоценных камней, которыми затем декорировали крупные элементы из не столь дорогого материала.

Камея, таким образом, — это скульптурная вставка, которая всегда изображает человека, ангела или божество.

Сюжетом для скульптурной вставки в более широком смысле может стать всё что угодно: цветы, пейзажи, любые реальные или символические предметы. Чаще всего скульптурные вставки используют для декорирования стелы орнаментом, аксессуарами или придания ей завершающего штриха.

Материалы и технологии изготовления скульптур

Резные скульптуры

Традиционным материалом для надгробных изваяний издавна служил белый мрамор. Мрамор — лучший материал для художественной монументальной резьбы, и причин тому несколько. Во-первых, от всех остальных натуральных камней мрамор отличается особенной пластичностью. Его несложно обрабатывать вручную, и на нём легко вырезать самые мелкие детали и делать плавные переходы линий.

https://www.youtube.com/watch?v=5VwpuuaJS4g

Достойную конкуренцию мрамору составляют песчаник и известняк, которые тоже не так сложно обработать. Позднее с развитием технологий и появлением новых инструментов к ним присоединился и гранит.

Хотя и дороже, но из гранита сегодня можно создать эстетичную скульптуру, плюсы которой — в легендарной долговечности и меньшей требовательности гранита к уходу за памятником. Гранит не меняет цвет под воздействием солнца, воды, перепадов температуры и заморозков. Хотя зернистость гранита препятствует созданию действительно тонких и детализированных изображений, для надгробной скульптуры мужчины или человека в возрасте гранит может стать лучшим выбором.

Резные изваяния создают и из полудрагоценных камней — оникса, хрусталя, обсидиана. Но найти такой материал можно только в специализированных студиях, а стоимость памятника возрастает в разы. Чёрный оникс или снежный обсидиан могут стать оригинальным выбором для изготовления миниатюрной статуэтки или рельефного украшения — вазочки, розы, креста.

Наконец, надгробные статуи изготавливают и из дерева, одного из старейших материалов для резьбы. Дерево не сравнить с камнем по долговечности. Но деревянная фигура может быть очень красива — например, будучи выполненной в виде резного старославянского креста. Деревянная резьба может стать дорогим статусным решением для временного памятника.

Какие бывают памятники? Гранит и мрамор — самые популярные материалы для изготовления памятников. Полимергранит и мраморная крошка дешевле, но у них свои недостатки. Металл сегодня чаще применяют для декора надгробий.

См. рубрику "Материалы"

Литые скульптуры

В отличие от изваяний, литые скульптуры отливают по заранее заготовленной форме. Это изрядно расширяет возможности для дизайна, так как метод не столь трудоемок и не требует такого опыта и мастерства, как ваяние. Однако, технология подразумевает выбор определенных материалов. Обычно это металлические сплавы.

Самый известный материал для монументального литья — это бронза. Бронзовая статуя выглядит благородно и эстетично; в зависимости от размеров и эскиза она может быть как мощной и экспрессивной, так и тонкой, хрупкой, женственной. На открытом воздухе бронза окисляется, покрываясь зеленоватой патиной.

  • Но, во-первых, её можно очищать — самостоятельно или усилиями работников компаний по уходу за могилами.
  • Во-вторых, патина на бронзе только подчёркивает её натуральность и статус художественного произведения.

Различные сплавы в неодинаково подвержены окислению. Бронза — это не отдельный элемент из таблицы Менделеева, а сплав меди с другими металлами. В любом сорте бронзы есть свои добавки, что отражается и на цвете, и на физико-химических свойствах. Например, латунь (сплав меди с цинком) тоже подходит для изготовления ритуальных статуэток и скульптур: цвет её более жёлтый, чем у классической бронзы, и латунь больше ассоциируется с золотом.

Особняком стоит ещё один вид литых статуй — те, что изготовлены из искусственного камня. Сегодня сам термин «искусственный камень» используют для обозначения разных материалов. Они объединены по принципу технологии изготовления, когда каменную крошку или пыль смешивают с вязким связующим синтетическим составом, который затвердевает в форме, превращая смесь в монолитную скульптуру.

Но, несмотря на общую методику, один «искусственный камень» может радикально отличаться от другого и по внешнему виду, и по свойствам, и по долговечности. Все зависит от связующего компонента.

https://www.youtube.com/watch?v=FIJXl6uxIUY

Современные синтетические полимерные смолы, которые используются для изготовления литьевого мрамора, напоминают хорошо известную эпоксидную смолу. Литые фигурки из такого материала — к примеру, литьевого мрамора — могут быть прочными и неприхотливыми. Но при использовании некачественной смеси, плохой промывки каменной крошки, нарушения технологии отливки (например, с образованием внутри скульптуры пустот) изделие может стать шероховатым, «запузыриться» или треснуть.

Кованые скульптуры

Другой вид обработки металла для создания скульптуры — это ковка. Принципиальная разница в этих технологиях приводит к существенным различиям между готовыми изделиями.

  • Литьё применяется, когда нужно получить трёхмерную скульптуру большого объёма, монолитную либо с полостями (например, вазон). То есть любая «массивная» вещь будет, скорее всего, литой и, соответственно, потребует большего расхода металла.
  • Кованое изваяние чаще всего — изделие в прямом смысле этого слова тонкое. Или даже ажурное. С помощью ковки не добиться классических форм, как у античных статуй, но можно изготовить современные и авангардные вещи.

Другой метод, демонстрирующий современные дизайнерские веяния, — это объёмная, массивная и большая скульптура, которой с помощью ковки придана нарочито грубая форма поверхности.

Кованые скульптурные элементы отлично подходят для оформления основы стелы, к примеру, каменной, или оградки могилы.

Учитывая, что железо для ковки даже более распространено, чем бронза, то такие вставки и аксессуары не запредельно дорогие.

Дизайн надгробных скульптур и статуй

Если вы выбираете между изготовлением надгробной скульптуры на заказ и покупки готовой, то, в первую очередь, нужно отталкиваться от пожеланий к дизайну. При заказе по индивидуальному эскизу вы практически не ограничены в выборе формы.

Внешний вид надгробного памятника в России не регламентируется ни государством, ни церковью (за исключением требований к его размерам и безопасности, которые выдвигает администрация кладбища). Поэтому при изготовлении на заказ достаточно обрисовать свою идею и положиться на профессионализм мастеров-изготовителей.

Если же вы хотите украсить надгробие, сделав его более эстетичным, но конкретных задумок на сей счёт нет, то изготовление статуи на заказ может оказаться неоправданно дорогим. Заказ имеет смысл, если вам требуется персональный скульптурный портрет покойного либо воплощение индивидуального специфического образа. Нынешнее разнообразие традиционных форм и сюжетов ритуальных изделий позволит вам выбрать что-то из готовых статуй и статуэток.

Наиболее распространены скульптурные символы религиозного значения. В зависимости от веры усопшего это может быть крест (простой православный, православный с полукружиями, католический и т.п.) или полумесяц со звёздой. Реже среди готовых статуэток отечественного производства можно найти меноры или звёзды Давида, хотя в некоторых каталогах встречаются даже египетские анки.

Подобные изделия чаще всего представляют собой либо односторонние рельефы для закрепления на вертикальной поверхности, либо небольшие статуэтки для помещения в навершии памятника. Бывает, они сразу же составляют со стелой единое целое.

В западной традиции часто встречаются иные сюжеты для надгробных символов — это человеческие либо человекоподобные фигуры. Богоматерь или ангел символизируют упование на вечную жизнь души на небесах. Кроме фигур с религиозным подтекстом часто можно встретить на кладбищах символические (не портретные) скульптурные изображения, которые помещают на могилах младенцев, детей, молодых женщин.

Третий популярный мотив для ритуальных изваяний — это символы живой природы. Чаще всего это цветы или деревья, бабочки, птицы лебедь, голуби… Такие статуэтки обычно невелики и предназначены для закрепления на основе памятника, либо представляют собой высеченный на стеле рельеф. Нередко в комплектацию типового надгробия входят в качестве дополнения одно-два подобных изделия, вазочка или ветвь.

Даже готовая статуя или статуэтка украсит любое надгробие, придав ему более личный, индивидуальный характер. А персональная скульптура, изготовленная на заказ, может стать истинным произведением искусства и послужить основой эксклюзивного мемориального комплекса.

Рекомендуем: