Православные похороны

Правила и традиции обряда «православные похороны». Что делать родственникам? Обычаи, как хоронят христиан. Отношение к кремации.

Смерть в христианстве трактуется как сон тела, во время которого душа отправляется навстречу Богу. Поэтому важно правильно провести похороны, чтобы обеспечить почившему покой после земных волнений. На это и направлено погребение по православным обычаям. При их соблюдении тело и душа покойного будут готовы к воскрешению из мертвых.

Этапы похорон по православному канону:

Православные похороны
  • Омовение — это обряд очищения. После его прохождения почивший предстанет перед чистым и непорочным Господом.
  • Облачение — покойный одевается в чистые одежды, на него надевается крест. Затем тело накрывается белым саваном и окропляется святой водой.
  • Положение во гроб — глаза почившего нужно закрыть, уста сомкнуть, а руки с вложенным крестом или иконой расположить крестообразно. Тело должно находиться головой к иконам.
  • Похоронное бдение — до выноса тела совершаются заупокойные молитвы по усопшему. Панихида начинается после того, как умерший облачен и положен на стол, далее она продолжается в храме. Перед выносом покойного читается лития — краткая заупокойная служба.
  • Отпевание в храме — завершается литией.
  • Погребение — когда гроб опускают в землю, священнослужитель читает литию и осыпает землей саван почившего, затем гроб накрывают крышкой. Если священнослужитель отсутствует на похоронах, в храме отправляется чин предания земле. Тогда провожающим вручают землю, которую они посыпают на тело перед тем, как закроется крышка.

Бытует суеверие, будто родственники усопшего не могут нести гроб. На самом деле такого запрета нет — это подтверждается словами Иоанна Златоуста. Согласно им, чтобы в последний раз послужить умершему, нести его гроб должны близкие сродники (родные).

После погружения гроба в землю священнослужитель поливает его елеем и посыпает пшеничным зерном и пеплом. Люди, которые собрались для прощания, бросают в могилу по горсти земли. Погребение по православным канонам символизирует надежду на Воскресение после Страшного Суда.

Похороны у христиан завершаются установкой намогильного креста — он водружается во исповедание веры в Господа, победившего смерть и позвавшего всех живущих идти его путем.

Поминки

Назначение этого обряда — вспомнить почившего человека и его добрые дела, а также помолиться об упокоении души усопшего. Поминки принято проводить три раза: в день погребения, на девятины (девятый день) и на сороковины (сороковой день).

Сразу после похорон поминки устраиваются в память о Воскресении Христа, произошедшем на третий день после его казни. Первые два посмертных дня душа покойного пребывает на земле и ведет разговор с родными и близкими.

Судьба души усопшего (в православии)

Поминальная трапеза

В поминальной трапезе участвуют те, кто провожал почившего на кладбище, а также близкие люди, которые не смогли прийти на погребение. Перед началом поминок один из родственников усопшего читает из Псалтири кафизму 17, встав перед образами с горящей лампадой. Затем все присутствующие произносят «Отче наш». Перед тем как приступить к поминкам, все осеняют себя крестным знамением. В ходе трапезы принято говорить о покойном.

Первым блюдом поминального стола традиционно служит кутья — смесь из меда, изюма и цельных зерен риса или пшеницы.

Кутья символизирует Воскресение, при котором тело усопшего прорастет, словно зерно.

Кутья освящается на панихиде в храме. Это блюдо подается каждому участнику ритуала. Участники панихиды также едят блины, пьют сыто (воду с медом) и кисель. В зависимости от времени проведения трапеза бывает постной или скоромной.

Дни поминовения

Девятины отправляются во славу ангелов, просящих о помиловании почившего. На девятый день душа умершего предстает на поклонение перед Господом — обряд и молитвы помогают ей достойно пройти это испытание. На девятины служится панихида, на трапезу приглашают самых близких почившему людей.

После окончания второго поминовения в срок с девятого до сорокового дня для осознания содеянных грехов душа покойного попадает в Ад.

Сороковины проводятся на 40 день после погребения во славу вознесения Христова. В этот срок решается участь усопшего — Господь судит его по земным делам и духовным достижениям, после чего назначает место в ожидании Страшного Суда. Покойного поминают для того, чтобы его душа предстала перед Господом, а затем получила на небесах обетованное блаженство. Цель сороковин — загладить грехи почившего.


Православные традиции похорон

диктует, что нужно при смерти близкого:

  • Человек находится при смерти: необходимы исповедь (очищение от осознанных грехов), причащение и соборование.
  • Неизлечимая болезнь: если человек испытывает сильные мучения и находится на грани смерти, то над ним читается канон на отход души от тела — для облегчения страданий.
  • Перед погребением: родственники омывают усопшего и одевают его в приготовленную одежду. Затем тело отвозят в храм, где оно пребывает в течение трех дней.
  • В храме: над телом читают последование по отходу души от тела. Если усопший находится дома либо в морге, то чтение возле него проводят родственники. В день смерти заказывают сорокоуст об упокоении души покойного.
  • На похоронах: очное отпевание длится около часа. Если тело отсутствует или подверглось кремации, то проводят заочное отпевание, которое можно исполнять в любое время. На кладбище священник служит литию, длительностью около 15 минут.
  • Поминовения: могут устраиваться на 3, 9, 40 дни, а также в дни рождения и смерти покойного. Они не установлены церковью, но благословлены ею. Поминовение усопшего происходит пищей и сопровождается молитвой. В эти дни можно заказать служение: литию, панихиду (полную заупокойную службу) и обедню (заупокойную литургию). Можно просто прийти в храм и помолиться за усопшего раба Божьего.
  • После сорокового дня: заказывают годовое поминовение об упокоении или неусыпаемая Псалтирь.
  • Годовщина смерти: каждый раз заказывают поминовение об упокоении еще на один год либо разовое поминовение. Выбор обряда зависит от возможностей родственников покойного.

Страницы памяти об умерших

Как создать страницу памяти

Самоубийц хоронят без церковного отпевания. Но близким не запрещается поминать в домашней молитве человека, который добровольно расстался с жизнью.

Отношение православия к кремации

Можно ли кремировать православного человека?

Православная церковь негативно относится к процедуре кремации. Это связано с тем, что после Страшного Суда телу предстоит восстать перед Господом, и погребение в землю выражает надежду на Воскресение. Именно поэтому христианский обряд предусматривает не уничтожение (сжигание) тела, а его похороны — по аналогии с тем, как зерно сеют в землю, чтобы затем оно ожило и взошло.

Но это в теории. На практике во всех крематориях священники проводят обряды отпевания очно.

Кремация допускается церковью только в тех случаях, когда это единственный выход. Благословение на сжигание останков необходимо получить у священника, описав обстоятельства, которые вынуждают принять такое решение. Урну с прахом не приносят в храм для отпевания. Если покойного кремируют, то можно заказать только сокращенный чин — заочное отпевание.

В силу социально-экономических обстоятельств в Российской Федерации все больше верующих предпочитают не погребение, а кремацию. Но по православным законам необходимо предавать тело земле посредством похорон.

Поведение после погребения

Церковь не приветствует развлечения ни до похорон, ни после них прямого запрета на такое времяпровождение нет. Священники рекомендуют уделить время молитве об усопшем. После похорон следует занять себя богоугодными делами в память покойного — это лучшее, что может сделать человек, который хочет помочь почившему ближнему.

Как увековечить память о родителях