Как поддержать человека после смерти близкого

Как поддержать человека после смерти близкого? Что говорить и делать в период острого горя? Как вести себя со скорбящим человеком? Утешение.

Каждому человеку приходится сталкиваться с потерей близких и переживанием утраты. Такие события разделяют нашу жизнь на «до» и «после», и переход от одного периода к другому дается подчас очень нелегко. Никто не застрахован от гибели супруга, родителей и даже ребенка. Смерть родителей лишает нас чувства защищенности, супруга — опоры. Смерть ребенка переворачивает представление об устройстве жизни. В такие моменты мы чувствуем пустоту и даже бессмысленность существования.

Вся последующая жизнь человека зависит от того, сможет ли он преодолеть этот кризис и начать новый этап полноценной жизни. Ведь некоторые люди могут не оправиться от трагического события. А особенно тяжело переживать его в одиночку, без поддержки друзей и родственников.

Очень важно, чтобы в такой момент человек был в окружении неравнодушных людей, готовых выслушать и с пониманием отнестись к его чувствам.

Что нужно знать при поддержке в горе

5 стадий принятия горя и 12 шагов преодоления скорби потери близкого.

В этой ситуации нужно понимать, что, к сожалению, не существует рецепта быстро успокоить человека, понесшего тяжелую утрату. Единственный эффективный способ улучшить его состояние — быть рядом на протяжении продолжительного времени, пока не стихнет боль. В первые дни всегда находятся люди, готовые помочь на похоронах, выслушать и поделиться своим опытом. Но все поминальные ритуалы и организационные хлопоты заканчиваются, и человек остается один на один со своим горем. Как он поступит в такой ситуации, зависит от возраста, здоровья, прошлых жизненных потерь.

Тяжелая утрата неизбежно вызывает скорбь, и срок ее преодоления для каждого индивидуален. Сложнее переживается внезапная смерть близкого человека. Сначала человек испытывает шок, который перерастает в кризис, проявляющийся в отрицании факта смерти, гневе, обвинениях, тревоге и других эмоциях, смягчающих боль утраты. Потом он принимает факт смерти близкого, но ошибочно думать, что на этом процесс заканчивается. Нужно еще пройти длительный путь преодоления горя. На протяжении всего этого времени очень важно иметь поддержку.

Что говорить и делать в период острого горя?

В этот период явно выражены симптомы физического выражения горя:

  • постоянные вздохи;
  • жалобы на потерю сил и истощение;
  • некоторые изменения поведения и сильная поглощенность образом покойного;
  • утрата теплоты к другим людям.

Человек может быть дезорганизован и неспособен выполнять даже простые действия. В любой момент может проявиться депрессия, раздражительность по отношению к семье и друзьям. Такое поведение особенно характерно для пожилых людей, потерявших спутника жизни. Помощь в преодолении горя можно оказать:

  • внушением надежды;
  • эмоциональной поддержкой;
  • расширением круга общения;
  • помощью в поиске нового смысла жизни;
  • предоставлением возможности помочь другим.

Для молодых людей хорошей помощью может стать занятие новым делом или учеба, для пожилых — забота о детях и внуках. Утешить родственника можно и оказанием посильной бытовой помощи. Эмоциональная поддержка может заключаться в многократном выслушивании рассказов страдающего человека, обсуждении смерти его близкого. Ему нужно дать возможность свободно изливать свои чувства, плакать. Это непростая и печальная миссия, но без такой поддержки пережить горе очень сложно.

Соболезнования об утрате родных и близких

Главная сложность заключается в том, что люди часто винят себя в смерти близких. Им кажется, они что-то сделали неправильно, и можно было все изменить. В таких ситуациях многие не знают, что сказать в утешение. Лучше всего, акцентировать внимание на счастливых моментах из прошлой жизни, постараться оправдать человека в собственных глазах.

Людей, переживающих горе, нужно оберегать от дополнительных потрясений. Они слишком уязвимы для новых переживаний. В общении важно создать благоприятный климат. С одной стороны вы должны утешать, с другой — быть терпеливыми к вспышкам болезненной скорби и даже гнева.

Как вести себя со скорбящим человеком

Ключевые моменты поведения:

  • нужно слушать без осуждения, подчеркивая искреннее желание помочь выразить свое горе;
  • все чувства и страхи человека нужно принимать серьезно и быть готовым, что он может даже злиться на вас;
  • подбадривайте и подчеркивайте, что все люди оправляются от горя;
  • побуждайте к разговору об умершем и выражению чувств;
  • не удивляйтесь и будьте терпимы к постоянным повторениям истории смерти, это единственный способ преодоления горя;
  • подчеркивайте, что для этого состояния абсолютно нормальны нарушения сна, аппетита, раздражительность;
  • помогайте избавиться от чувства необоснованной вины.

При этом важно соблюдать определенную дистанцию и не погружаться в проблемы скорбящего с головой. И не расстраивайтесь, если после преодоления горя человек станет общаться с вами реже. Отношения поддержки важно своевременно завершить. Причем иногда люди пытаются искусственно растянуть свое горе, потому что им нравится повышенное внимание окружающих и забота.

Если горе затянулось

Большинству людей, переживающих горе, достаточно поддержки окружающих и общения с теми, кому они доверяют. В этих ситуациях достаточно знания типичных реакций на смерть. Если вы не можете проводить с близким много времени, то можно обратиться к помощи священника. Духовные люди имеют ценный опыт общения с семьями умерших и знают, что нужно человеку в такой ситуации. Даже атеисты в такой момент принимают то, что, казалось, никогда не будет ими принято.

Можно найти в социальных сетях тематическую группу для общения и поддержки. Разговор с другими людьми, переживающими утрату, очень полезен. Человек сможет поделиться своими проблемами в атмосфере понимания.

В Россию пришло движение Death Cafe — встречи в формате чаепития тех, кто хочет поговорить о смерти.

О Деф кафе в России

Если же депрессия затягивается, необходима психотерапевтическая помощь в виде краткосрочной терапии или психоанализа. Важно, чтобы врач исследовал пациента, разобрался в причинах, а не просто выписал таблетки. Лекарства только затормаживают процесс переживаний, но не решают проблемы.