Что такое промысел Божий?

Что такое Божественный промысел? Как обнаружить волю бога в собственной жизни? Провидение в жизни и смерти.

С точки зрения большинства современных религий именно воля бога определяет все происходящее во вселенной. Провидение – одно из главнейших божественных свойств, позволяющих Господу видеть все события прошлого, настоящего и будущего. Его разум способен проникать во все области мироздания, обозревая землю и небо.

Церковь учит нас, что все события в жизни человека и других существ, на первый взгляд кажущиеся случайностью, предопределены Божьим промыслом. Давайте рассмотрим подробнее историю возникновения самого понятия о божественной воле.

Промысел божий

Идея провидения

Впервые идея о божественной воле зародилась в религиозно-философской среде Древней Греции. Первым философом, высказавшим мысль о верховном божестве, действующим из добрых побуждений, был Сократ. Впоследствии идея была развита стоиками, связавшими провидение с понятием судьбы.

Александрийская школа богословия противопоставляет божественную волю идее эпикурейцев о случайности, а также отрицает фатализм, характерный для стоиков. Одно из важнейших ранних сочинений о провидении – труды Филона Александрийского, в которых говорится о возможности провиденциального отношения божества к миру посредством силы Логоса. Подобно Сократу, философ также заявляет о стремлении бога вести мир к благу посредством подчиненных ему разумных сил.

Также заслуживает упоминание учение Плотина, согласно которому, низший (главным образом, материальный) обязан своим положительным содержанием высшей области Ума и Добру, являющемуся абсолютом. Плотин утверждал, что провидение – то, что связывает мир чувственный с миром сверхчувственным. Развивает эту идею Прокл, говоривший, что все зло во вселенной является порождением собственной воли конечных существ, не будучи при этом связанным с высшими началами мироздания.

Божий промысел — это одна из ключевых идей христианства и других монотеистических религий. Как православные, так и католики предполагают, что воля Господа указывает на его бесконечную любовь путем обновления человечества через искупление грехов и возведение его к высшему духовному совершенству. Христианское учение о божественной воле раскрыто в Святом Писании и в Священном предании. При этом церковь утверждает, что суть провидения непостижима не только для смертных, но и для ангелов. Считается также, что божественный промысел безусловно праведен.

Как средневековая, так и новая философия задавались вопросом о том, распространяется ли провидение на частные и индивидуальные события. Некоторые ученые и богословы считали, что промысел божий управляет только глобальными происшествиями. Другие же возражали, что все события одинаково важны, так как являются совокупностью частностей, образующих единое целое.

Иной взгляд

Не все современные религии придерживаются христианского представления о божественной воле. К примеру, буддисты заявляют, что Брахма не является «богом-ревнителем», а справедливость вершится «механически», повинуясь закону кармы. При этом последователи религии соглашаются, что «запущен» закон был именно Брахмой, но действует он без участия божества – безлично и автономно. Буддисты склонны воспринимать верховное божество скорее как первопричину мира, чем личного спасителя, наблюдающего за каждым живым существом по отдельности.

Провидение

Современная наука также отрицает божественное провидение – по крайней мере, в его традиционном понимании. Подобные взгляды впервые обрели популярность в Европе ХVII века, когда Коперник, Кеплер и Галилей доказали, что Земля не является неподвижным центром, вокруг которого вращается космос.

Приблизительно в то же время математики вывели ряд законов, объяснивших ряд важных физических явлений. Также зародилась атомно-молекулярная теория, которая продемонстрировала древность Вселенной, одновременно натолкнув ученых на вероятные варианты зарождения материи. Наконец, значительный успех в постижении человеческой личности был достигнут в нейронауке и в пограничных дисциплинах, находящихся на стыке философии, биологии и точных наук.

Как обнаружить волю бога в собственной жизни?

Не существует универсального совета, как понять и интерпретировать божий промысел в индивидуальной судьбе. Православные священники часто повторяют слова Антония Великого, предостерегшего пришедших к нему подвижников от неразумного следования посту и молитве. Святой заявил, что добродетельный христианин должен, в первую очередь, поступать так, как велят ему разум и совесть.

Именно человеческая совесть — камертон, по которому следует сверять свои поступки. Божественный промысел совершается именно тогда, когда человек искренне стремится к добродетели. Бездумно же повторяя заученные молитвы или доводя себя до истощения постами, люди могут впасть в гордыню и заблуждение. Святые отцы утверждают, что обращаться к богу необходимо как можно реже; при этом намного вероятнее, что услышанной будет просьба сделать именно так, как и считает нужным сам Господь.

Провидение в жизни и смерти

Считается, что Бог сам вмешивается в жизнь человека, если считает, что в ней довлеет неразумное начало. Провидение помогает грешнику вернуться на путь, предначертанный Господом, следуя по которому, тот сможет достигнуть своего истинного предназначения. Святые отцы убеждены, что Бог насылает на человека «вразумительные и примирительные напасти», но не лишает его милости. В этом проявляется любовь Господа к своим творениям.

Заслуживают внимания слова преподобного Ефрема Сирина, считавшего, что абсолютно все происходящее с человеком – прямой результат провидения. Одно Господь насылает по благоволению, когда человек живет добродетельно и в соответствии с Его законом. Другие вещи происходят ради вразумления, а третьи – по попущению, когда вразумляемые не делают соответствующих выводов.

Провидение и смерть

Умирающему человеку или его родственникам нелегко смириться с потерей во многом из-за ощущения несправедливости. Многие — главным образом, молодые люди, — постоянно спрашивают себя, почему смерть коснулась именно их. Вполне вероятно, что таким людям поможет мысль о том, что жизнь человека находится в руках Бога и течет в соответствии с высшим замыслом.

Впрочем, здесь все определяется индивидуальным мировоззрением. Нередко для того, чтобы человек переосмыслил отношение к утрате, должны пройти многие месяцы и годы. Не стоит пытаться ускорить ход событий; если у вас есть такая возможность, старайтесь оказывать таким людям поддержку, оставаясь при этом деликатными и ненавязчивыми.

Разумеется, не стоит пытаться утешить убитых горем родственников, говоря о том, что смерть их близкого — это часть божьего промысла. Такие слова не только не помогут, но и, скорее всего, затруднят дальнейшее общение. Человек, переживающий потерю, нуждается в эмпатии и поддержке людей, готовых разделить с ним боль утраты.