Похоронные традиции евреев

Согласно еврейской традиции, душа является частичкой Божественности, потому со смертью тела ее жизнь не заканчивается. Она попадает в Мир Грядущий, где наслаждается близостью к Всевышнему и сиянием Божественного Присутствия.

Эта награда дается за дела в земной жизни, а также за раскаяние и муки очищения, которые душа испытывает после смерти.

Спустя некоторое время душа может снова вернуться в этот мир, чтобы до конца выполнить свое Божественное предназначение и это — утешение скорбящим.

Последние часы жизни

Любое действие, даже по просьбе умирающего, способное хоть на мгновение приблизить кончину, — запрещено. Выполнить любую просьбу умирающего, если она не противоречит еврейскому Закону (передача тела для медицинских опытов, кремация) обязан каждый человек.

Подготовкой к похоронам и любыми другими вопросами, связанными с неизбежностью смертельного исхода (приобретение гроба, рытье могилы, дележ имущества) не начинают заниматься до момента смерти — полной остановки дыхания.

Обращение с телом покойного

  • Тело человека создано по образу Всевышнего, поэтому неуважительное к нему отношение равносильно оскорблению Творца. Тело запрещается вскрывать или кремировать, выставлять на обозрение.
  • В комнате, где лежит усопший, нельзя пить, есть и удовлетворять другие потребности, свойственные при жизни людям.
  • Без необходимости прикасаться к покойному запрещено.

Подготовка к похоронам

  • Тело тщательно моют водой комнатной температуры, начиная с головы, а затем равномерно омывают минимум двадцатью литрами воды.
  • Перед омовением подготавливают для умершего простое одеяние белого цвета — тахрихим.
  • Следуя ритуалу, на глаза усопшего кладут глиняные черепки или щепотку земли.
  • Затем умершего одевают и кладут в гроб. Он должен быть деревянным, а в его днище просверливают отверстие или выбивают одну из досок, чтобы тело не было полностью отделено от земли.
  • Тело мужчины покрывают талесом — молитвенным покрывалом, у которого отрезают одну из четырех кистей.
  • На тело не кладут абсолютно ничего, а гроб сразу же закрывают.

Время похорон

В иудейские праздники и в субботу похороны не проводят. Кроме этих случаев, крайне нежелательно откладывать их даже на один день, так как задержка приносит душе дополнительные мучения. Исключение может быть сделано лишь в определенных ситуациях, например, чтобы в похоронах мог поучаствовать единственный ребенок покойного.

Похоронные ритуалы

Тело покойного выносят ногами вперед, а присутствующие медленно следуют за гробом. В некоторых общинах во время похорон делают криа — знак высшего проявления скорби. Он заключается в том, что те, на кого действует закон траура, надрывают на себе одежду. В большинстве случаев криа делают в момент, когда стало известно о смерти.

Криа не делают, если скончавшийся выкрест (перешел в иудаизм из другой религии) или самоубийца.

По обычаю все присутствующие на похоронах принимают участие в засыпании могилы. Лопату при этом из рук в руки не передают, а втыкают в землю, чтобы ее мог взять другой человек. После похорон принято делать пожертвование — цдаку. С кладбища уходят сразу же после похорон, не посещая другие могилы.

Соболезнования - траурный подарок
Создайте страницу памяти!

При выходе родственники умершего проходят между двумя рядами присутствующих, стоящих лицом друг к другу, и выслушивают слова утешения. Уходя с кладбища, бросают через плечо горсть земли или несколько сорванных травинок. Обязательно омывают, но не вытирают руки. С невымытыми руками после посещения кладбища в дом входить запрещается.

После возвращения скорбящим подают «трапезу сочувствия» — круглый хлеб, вареные бобы или чечевицу и крутое яйцо. Во время недельного траура, за исключением праздников и суббот, не пьют вино и не едят мясо.

Периоды траура

  • Шива. Основной период, который длится семь дней после похорон. В течение этого времени скорбящие полностью погружены в траур и не занимаются никакой деятельностью.
  • Шлошим. Дни с седьмого по тридцатый являются для близких родственников покойного вторым периодом траура.
  • Год. Третий период соблюдают только в случае смерти матери и отца. На протяжении всего этого времени читают поминальную молитву — Кадиш.
  • Йорцайт — годовщина смерти. В этот день отдают дань памяти покойного — учат «Мишне Тора».

Траурные традиции

После наступления смерти, в комнате, где находится усопший, открывают окно. Желательно, чтобы рот и глаза того покойного закрыли близкие ему люди. Рядом с изголовьем ставят свечи. Умершего одного не оставляют. С ним постоянно должен находиться или кто-либо из членов семьи или шомер — любой другой взрослый иудей.

Всю воду, находившуюся в доме в момент смерти в открытой посуде, выливают. Зеркальные поверхности, фотографии и портреты завешивают или снимают со стен. До истечения годичного траура в домах тех, на кого он распространяется, должен гореть нешомэ лихт — масляный светильник или негасимая свеча

Кто обязан соблюдать траур

Евреи соблюдают законы траура только по родственникам — супругу, родителям, детям, брату или сестре. Исключением являются дети — девочки до 12 и мальчики до 13 лет. Они соблюдать траур не обязаны.

Не соблюдают траур по выкрестам, самоубийцам (кроме случаев суицида в состоянии безумия или самопожертвования), а также по младенцам, которые прожили менее месяца.

Законы траура до похорон

Скорбящий — онен — обязан соблюдать все запрещающие заповеди, но освобожден от исполнения предписывающих. Его основной долг — организация достойных похорон. Онену запрещено:

  • здороваться;
  • мыть тело, бриться, стричь ногти и волосы, пользоваться косметикой;
  • принимать участие в застольях, пить вино и есть мясо;
  • вступать в интимные отношения;
  • заниматься торговлей или ремеслом.

Онен сохраняет свой статус до момента завершения погребения.

Законы траура в период Шива

В течение последующих семи дней после похорон скорбящий называется авель. По возможности, все это время он должен находиться в доме покойного. При этом авель:

  • на протяжении Шива не выходит из дома, за исключением праздников и суббот, а также работы, но только через три дня и если от этого зависит его пропитание;
  • не приветствует и не прощается с теми, кто пришел его утешать;
  • не купается, не бреется и не стрижется, не пользуется косметикой и украшениями;
  • не надевает свежевыстиранную (кроме белья) или новую одежду, не носит кожаную обувь;
  • не слушает музыку, не развлекается, не вступает в интимные отношения;
  • не учит Тору (кроме книги Иова и мест Священного Писания вызывающих скорбь).

Авель может выполнять лишь самую необходимую работу, например — готовить еду, если больше некому это сделать.

На седьмой день посещают могилу покойного, читают молитвы и псалмы, раздают пожертвования. В знак того, что могила посещается, перед уходом с кладбища на нее кладут камешек.

Законы траура периода Шлошим

В это время действуют следующие запреты:

  • бритье, стрижка волос и омовение для удовольствия (ванна, сауна);
  • прослушивание музыки, посещение празднований и торжеств, увеселительных заведений;
  • экскурсии и туристические поездки.

На тридцатый день, как и на седьмой, посещают могилу. На протяжении всего этого времени не садятся в синагоге на свое постоянное место.

Траур в течение года

В течение 12 месяцев особенно строго соблюдают траурные ограничения те, кто скорбит по родителям. В это время:

  • не покупают новую одежду, жилплощадь;
  • не посещают увеселительные заведения и не участвуют в застольях;
  • читают Кадиш на протяжении 11 месяцев со дня похорон для поминовения.

Надгробный памятник

Еврейское кладбище

Памятник следует установить не позднее, чем через год со дня похорон. Наличие памятника расценивается как почтение покойному, но он не должен быть роскошным и на нем запрещено размещать любые изображения покойного.

В еврейской традиции не принято возлагать цветы и венки на могилу. Подойдя к ней, левую руку кладут на могильный камень. Посещают могилы предков в месяце элуле и в дни между Рош ха-Шана и Йом-Киппур.

В те дни, когда не говорят покаянную молитву Таханун, — в праздники и по субботам, в Пурим, в Песах шени, с новомесячья и до 12 числа месяца сивана, на протяжении всего месяца нисана, в Ту-би-шват, в Хануку и некоторые другие, посещать кладбище не принято.

Рекомендуем: